Что делать, если машина не заводится?

От неисправностей не застрахован ни один автомобиль, и «сверхнадежность» сейчас не гарантируют ни класс, ни цена. Понимание того, как работают и взаимодействуют отдельные системы, позволит если не разобраться на месте, почему не заводится машина, то, как минимум, спланировать, что же делать дальше. Для начала стоит запомнить очень старую поговорку: машина не заводится, если нечего поджечь или нечем поджечь. Она справедлива и для дизелей, и для бензиновых двигателей всех типов (карбюратор, распределенный или непосредственный впрыск – в просторечии «инжектор»).

Причины, из-за которых может машина не заводиться

Большинство причин, по которым автомобиль плохо заводится или отказывается заводиться полностью, можно для удобства разбить на несколько типовых групп. Для каждой такой типовой группы дадим основные методы решения в формате пошаговой инструкции, как наиболее удобном.

Машина не заводится в мороз

Когда машина не заводится зимой в мороз – ситуация, незнакомая разве что в южных регионах России. Здесь против автомобилиста играет сама физика:

  • В бензиновом двигателе необходимо обеспечить достаточное испарение топлива, что на холоде затруднительно. Поэтому даже принудительное обогащение смеси (заслонкой на карбюраторе, увеличением времени открытия форсунок на впрысковом двигателе) не всегда способно обеспечить состав смеси, достаточный для уверенного воспламенения ее искрой. Особенно уязвимы карбюраторные и моновпрысковые моторы – у них топливо оседает внутри холодного коллектора. В моторах с распределенным впрыском, где топливо подается в направлении тарелок впускных клапанов, и с непосредственным впрыском (топливо подается в сам цилиндр) риск «незапуска» меньше, но все равно есть.
  • Дизельные двигатели особенно плохо заводятся в мороз вновь по конструктивным причинам – воспламеняет топливо сам воздух, сжатый в цилиндре. На холоде температура в конце такта сжатия может не доходить до точки вспышки дизтоплива. Именно поэтому легковые дизели, исключая варианты для жаркого климата, оборудуются свечами накаливания.

В двигателях любого типа неизбежно вырастает вязкость моторного масла – стартеру труднее прокручивать коленвал, падают пусковые обороты. Этот момент критичен для впрысковых двигателей (у любого ЭБУ впрыска есть минимальный порог оборотов, при которых возможен запуск) и вновь для дизелей, так как скорость сжатия воздуха в цилиндре прямо влияет на его температуру.

Характерные признаки

  • Неуверенное вращение коленчатого вала (вплоть до отдельных рывков)
  • Сильные просадки напряжения (заметное на глаз изменение яркости подсветки приборной панели при вращении стартера)
  • Отсутствие реакции на прокрутку коленчатого вала либо только отдельные неуверенные вспышки в цилиндрах

Вероятные причины и пути решения

Идеальный вариант – если не заменить аккумулятор на полностью заряженный, то хотя бы «прикурить» автомобиль. Даже если «под руками» нет соседа – всегда можно обратиться в нашу службу выездной техпомощи, «прикуривание» на месте – услуга недорогая и оперативная. Когда автомобиль не заводится, неудачные попытки пуска только ухудшают ситуацию: несгоревший бензин заливает свечи. Дизелям в этом плане несколько проще.

Итак, порядок действий:

  1. Проверить состояние моторного масла – оно должно легко стекать с вытащенного щупа, мотор с застывшим маслом придется принудительно греть.
  2. Проконтролировать состояние клемм АКБ – даже незначительное окисление при включении мощной нагрузки (стартер) создает значительные просадки напряжения.

На автомобилях с бензиновыми двигателями:

  1. Вывернуть свечи. Обильный нагар, замасливание, пленка бензина – однозначный показатель к замене на запасной комплект. Как крайний вариант – механическая чистка старых.
  2. После нескольких неудачных попыток запуска стоит провернуть несколько раз коленвал, пока свечи вывернуты (внимание – отключите катушки зажигания, модуль зажигания или трамблер, либо обеспечьте нормальный контакт вставленных в наконечники высоковольтных проводов или индивидуальных катушек свечей с «массой»!). Это уменьшит риск залития заново установленных свечей остатками бензина, скопившегося в цилиндрах.

На дизелях:

  1. Проверить само состояние топлива. Не обязательно залезать в бензобак: многие автомобили имеют «грушу» ручной подкачки, по усилию на ней замерзшая солярка сразу выдаст себя. Застывшее топливо не даст запустить мотор, даже если его нагреть – топливный бак и магистраль от него все равно останутся холодными. Аварийный вариант с нагревом самого бака оставьте на самый крайний случай из-за пожароопасности.
  2. Проверить поступление напряжения на свечи накаливания и их работоспособность – вывернутая свеча на воздухе нагревается докрасна.
  3. Лучший помощник дизеля в мороз – баллончик «легкого старта» с эфиром. В исправном дизеле эфир воспламеняется даже в сильный мороз, позволяя поджечь и факел солярки, подаваемой через форсунки. Но нужно помнить, что воспламенение эфира происходит раньше, чем отрабатывают форсунки – нагрузка на двигатель увеличивается из-за раннего воспламенения, часто происходящего с детонацией, поэтому подачу эфира нужно ограничить до разумно минимальной.

Лучший вариант избавления от проблем с зимним пуском – установка предпускового подогревателя, особенно на дизелях. Подбор моторного масла также должен учитывать особенности климата – даже если инструкция по эксплуатации указывает заливать масла классов вязкости по SAE 15W-40, 10W-40, необходимо применять имеющие меньшую низкотемпературную вязкость (от 5W до 0W в особо суровых условиях).

Стартер не крутит, не заводит машину

Здесь перечень неисправностей включает в себя и чисто электрические, и механические.

Характерные признаки

  • Одиночные щелчки или высокочастотная «трель» втягивающего реле без вращения стартера
  • Полное отсутствие реакции на поворот ключа или нажатие кнопки «Старт-стоп»
  • Механического характера треск при вращении стартера без проворота коленвала

Вероятные причины и путь решения

Простейшая из возможных причина – разряженный аккумулятор: если при попытке включения стартера практически гаснет подсветка приборной панели, а его клеммы (а также клеммы стартера и контакты «массы» двигателя, о которой часто забывают) в нормальном состоянии, «прикуривание» или зарядка АКБ неизбежны.

Для того, чтобы ротор стартера вошел в механическую связь с коленчатым валом мотора, втягивающее реле должно вытянуть бендикс, введя его в зацепление с венцом маховика, и замкнуть силовые контакты, подающие питание на обмотки. Без выполнения любого из этих условий стартер работать не будет.

Управление стартером идет «сигнальным плюсом», идущим на обмотку втягивающего реле. Простейший способ быстро проверить исправность самого стартера:

  1. Снять клемму управления (тонкий провод) и с помощью подручного металлического предмета (отвертки, гаечного ключа) замкнуть ее с верхней силовой клеммой, к которой идет провод от аккумулятора. Внимание! Механическая коробка должна стоять на «нейтрали», автомат – на «паркинге». Исправный стартер должен начать проворачивать двигатель, одновременно показывая, что управляющий плюс не приходит – например, из-за неисправности замка зажигания или блокирующего реле в цепи (от сигнализации, либо штатное реле блокировки повторного включения).
  2. Если при таком включении стартер не отрабатывает – замкнуть уже обе силовые клеммы на втягивающем. При этом бендикс не выводится, контакты внутри втягивающего на работу стартера не влияют. То есть исправный ротор должен начать вращаться, указывая на отказ втягивающего реле, в противном случае однозначно либо оборваны/сгорели обмотки стартера, либо изношены щетки (проверяется снятием и разборкой стартера).

Неисправное внешне втягивающее реле часто удается «реанимировать» дедовским методом, нанеся резкий, но не особо сильный удар по его корпусу. Несмотря на брутальность, во многих случаях этот способ возвращает стартеру работоспособность. У некоторых машин (например, Renault Fluence, Latitude) эта проблема возникает даже при сравнительно малых пробегах. При этом «залипание» втягивающего приводит к перегоранию одного из предохранителей в подкапотном блоке. После замены предохранителя и аккуратного удара по втягивающему (либо его сборки-разборки, что гораздо дольше) работоспособность стартера восстанавливается полностью.

Проверка контактной группы проще всего выполняется замыканием постоянного силового плюса с проводом, идущим на стартер, при снятом разъеме замка зажигания (расположение контактов проверяется по электросхеме автомобиля). Но на ряде автомобилей (в том числе и вышеупомянутых моделях Renault) замок зажигания не имеет силовых контактов, управляя бортовым контроллером через «массу» - это надо иметь в виду и не удивляться, обнаружив на замке зажигания только тонкие провода, ни на одном из которых нет «плюса». В таком случае на контакт управления стартером нужно подать «массу».

Машина не заводится?  Проблемы с электикой?

Приедем, отогреем, зарядим АКБ, починим автоэлектрику, запустим двигатель

Также нужно помнить, что практически никогда штатные иммобилайзеры не обрывают цепь именно стартера, так как это наиболее просто обходящаяся при угоне блокировка. Следовательно, если замыкание контактов в обход замка зажигания не дает эффекта, нужно далее проверять либо штатные реле автомобиля, установленные в этой цепи, либо искать врезанную блокировку от сигнализации. Если вы не уверены в том, что сможете разобраться с проводкой самостоятельно – стоит сохранить номер нашего сервиса, предлагающего и услуги выездного автоэлектрика.

Машина заводится и сразу глохнет

Если же автомобиль заводится и глохнет через несколько секунд и в тепле, то перечень возможных причин уже больше по сравнению с зимой.

Характерные признаки

  • Неуверенный пуск, «троение» двигателя
  • Явное отклонение состава смеси – повышенная дымность, хлопки во впускной коллектор или глушитель

Вероятные причины и путь решения

В таком случае уже желательна полноценная диагностика. В частности, современные моторы с «бесшпоночным» приводом ГРМ крайне чувствительны к смещению фаз газораспределения – к примеру, если при предыдущей замене ремня шкивы недостаточно затянули, они со временем могут «сползти». Проверить правильность установки фаз можно только специальными приспособлениями – выгоднее один раз обратиться к специалистам, чем покупать их для одной проверки. Для всех распространенных в стране «бесшпоночных» двигателей такую проверку предлагаем и мы.

В «домашних» условиях как минимум стоит проверить давление топлива – манометры продаются во всех автомагазинах. Причем нужно смотреть не только на то давление, что набирает система после включения зажигания, но и во время работы мотора, пока он не заглох: неисправный бензонасос еще может более-менее обеспечить близкое к паспортному давление, пока форсунки закрыты, но постоянный поток уже не даст. В таком случае мотор как раз сможет «схватить», но далее неизбежно заглохнет. Это касается бензиновых моторов с распределенным впрыском, где давление в рампе невелико (3-4 атмосферы). Замер давления в системе непосредственного впрыска бензина или дизеле Common Rail (сотни атмосфер) лучше доверить специалистам.

Стартер крутит, но машина не заводится

Фактически это тот же случай, но с несколько отличающимися симптомами.

Характерные признаки

  • Отсутствие шума топливного насоса при включении зажигания
  • Аварийная индикация штатного иммобилайзера на панели приборов
  • Редкие неуверенные вспышки в цилиндрах
  • Резкий запах горючего из выхлопной трубы

Вероятные причины и путь решения

Когда стартер крутит, а автомобиль не заводится, без диагностики можно проверить как минимум:

  1. Наличие искры на свечах бензинового мотора – вынув свечу и надежно закрепив ее в контакте с «массой», провернуть коленвал. Искра должна быть мощной, белой: тонкая искра синего или голубого цвета явно указывает на проблему в системе зажигания, при повышенном давлении в конце такта сжатия искры не будет вовсе.
  2. Отсутствие воздуха в системе подачи топлива дизеля – пузырьки легко увидеть в прозрачных трубках обратки. В завоздушенной системе давление будет недостаточным для нормальной подачи даже при полностью исправной топливной.

Как минимум можно попытаться прокачать систему штатной «грушей», если она есть.

  1. Обязательно проверяется иммобилайзер (частое моргание контрольной лампы, надписи на экране приборной панели). Например, на старых Renault Scenic общеизвестная «болезнь» - отказ именно самого иммобилайзера, «забывающего» или «не видящего» ключ зажигания. Также это может указывать на неудачную попытку угона, даже если повреждений незаметно – на многих машинах для угона именно перепрошивается память иммобилайзера, в не заносится информация о чипе угонщика, а старые ключи машина при этом «забывает». Наш мастер может на месте выполнить диагностику иммобилайзера и при необходимости перепрограммировать комплект ключей.
  2. Работу топливного насоса – отсутствие шума при включении зажигания может указывать как на неисправность насоса, так и на отказ дополнительно врезанной в его цепь питания блокировки от нештатной сигнализации.
  3. Достаточность компрессии – этот параметр прямо влияет на возможность запуска и на бензиновых, и особенно на дизельных моторах.

Выводы

Даже если не удается самостоятельно справиться с неисправностью, уже сама возможность определить направление дальнейших поисков может серьезно пригодиться. Автор это может подтвердить по своей практике – когда клиент подробно и грамотно описывает «симптомы» неисправности, обстоятельства ее возникновения и уже выполненные проверки, диагностика автомобиля и его ремонт отнимают заметно меньше времени. А время автосервиса – это, как ни крути, в итоге деньги клиента.

Предлагаемые нами услуги выездной диагностики и ремонта становятся все более востребованными, что неудивительно. Когда машина не заводится, это особенно удобно – не нужно тратить время на эвакуацию машины в сервис, оплачивать сам эвакуатор. По качеству же выездной ремонт не уступает тому, что будет сделан в боксе сервиса. Для вызова специалиста в СПб, который оказажет помощь в запуске двигателя автомобиля позвоните по телефону  (812)923-00-96